glavsnab (glavsnab) wrote,
glavsnab
glavsnab

Categories:

Причины голода

В ноябре, как известно, Ладога замерзает. По воде возить уже нельзя - ледостав, а по льду возить еще нельзя - слаб. В 41-м суда ходили до последней возможности (последний рейс прибыл в начале декабря, причем пробиваться через льды пришлось чуть ли не неделю). Возить по льду стали тоже при первой возможности - сперва буерами и конными обозами, затем и машинами. Правда, поначалу в полуторку клали по нескольку мешков - больший вес лед не держал. Затем придумали цеплять к машинам самодельные сани - несколько мешков в кузове и столько же в санях... Бывали оттепели, когда лед трескался и образовывались полыньи...
Вот как выглядел первый рейс конно-транспортного батальона, сформированного на Ленфронте:
"Настоящих обозников в нем было не больше половины. Остальные — немолодые городские жители — в большинстве своем не умели даже запрячь лошадь. Одеты они были не по-зимнему — в шинелях или ватниках, в кирзовых сапогах или в ботинках с обмотками. Многие не имели шапок-ушанок, ходили в пилотках. ...лошади были сильно истощены, а фуража почти не было...
...путь преградила широкая трещина, и на поиски надежного перехода было потрачено много времени. Затем обоз попал на тонкий лед, потрескивавший под копытами лошадей. ...начали проваливаться под лед люди и лошади, появились первые жертвы. В поисках надежного льда пришлось снова петлять по озеру...
В Кобону прибыли, когда уже было темно. Личный состав батальона получил сухой паек, а для лошадей пришлось добывать из-под снега мерзлую траву и мох, так как никакого фуража здесь не оказалось. Погрузив на сани мешки с мукой, коннотранспортный батальон двинулся в обратный путь. Двигаться ночью было значительно сложнее и опаснее. ... люди и лошади снова стали проваливаться под лед. В некоторых местах мешки с мукой приходилось выгружать на лед и проводить упряжки порожняком, а затем переносить муку на руках и снова грузить ее на сани. "
Второе печальное событие - взятие немцами Тихвина (8 ноября). Тем самым была перерезана единственная ж/д, ведущая к южному берегу Ладоги. Базы снабжения были перенесены на станции Заборье и Подборовье, находившиеся более чем за 300 км от восточного берега озера. Причем оттуда к озеру нормальной дороги не было, одни проселки. Вот как выглядел один из ее участков:
"Дорога шириной 2,5 м, в основном проходит мелким лесом, мостов не имеется, имеет много ухабов и выбоин, пересекает на середине перегона болото протяжением 1,5 км, имеется семь крутых подъемов с уклонами 12–15°"
Более того, было вообще неизвестно, удастся ли остановить немцев за Тихвиным или они восточнее Ладоги соединятся с финнами. Много войск собрали для попытки прорыва блокады (неудачной, к сожалению), и за Тихвиным фронт держали разрозненые мелкие части да местное ополчение. Несмотря на это, было организовано строительство дороги в обход Тихвина. На морозе солдаты и местные жители расчищали снег, рубили деревья и корчевали пни. Однако, и после "реконструкции":
"На значительном протяжения дорога была настолько узка, что встречные машины не могли разъехаться, к тому же глубокий снег, крутые подъемы и спуски по незнакомой для водителей дороге приводили к частым авариям и длительному нахождению машин в пути. ... перевозки первых дней по проложенной дороге показали крайне медленную оборачиваемость автомашин. Автоколонна, отправленная из Заборья в Новую Ладогу, вернулась через 14 дней, то есть в среднем за сутки проходила 35 километров. За три дня движения только на участке Новая Ладога — Еремина Гора застряло более 350 грузовых автомашин."
 К сожалению, оба вышеуказанных критических события почти совпали по времени. Хотя 9 декабря Тихвин отбили у немцев, пользоваться ж/д поначалу было невозможно (она требовала восстановления, в т. ч. двух мостов). Ввести в эксплуатацию эту ж/д на всем протяжении удалось к 1 января. Затем (январь-февраль) были построены новые ж/д ветки - от Войбокало до берега Ладоги (ранее ж/д до озера не доходила). После этого проблема подвоза была в целом решена (в январе-феврале нормы выдачи хлеба увеличивали трижды, доведя до общесоюзных). Кроме того, из хлеба почти исчезли примеси, плюс возобновилась выдача других продуктов.
 В конце ноября, в декабре суточный расход муки упал сперва до 600, потом до 500 т. В конце ноября люди начали умирать от голода. Подвоз муки через Ладогу в конце ноября - начале декабря составлял 100-200 т в сутки. К концу декабря суточный подвоз возрос до ~ 1000 т, к концу января - 2000 т, что было уже приемлемо. В дальнейшем подвоз продолжал увеличиваться, в марте достигнув почти 4000 т в сутки.
Да, все это давно известно. Тем не менее, русофобы всех мастей, муссируя неизбежные в такой сложной и уникальной работе сбои и недостатки, продолжают уверять, что снабжать Питер было проще простого, но кровавый режим не желал этим заниматься.
Вот, например, известный нам деятель, именующий себя pravoslavnij , уверяет, что грунтовка от Заборья до Новой Ладоги и без всякого улучшения была просто отличной. Потому как (якобы) она была нанесена на довоенную карту. А кровавый режим, вместо того чтобы возить по ней грузы, занимался непонятно чем. Ну и, конечно же:
"...при всей бесхозяйственности и неэффективности советской командной системы в окрестностях Ленинграда, ключевым все-таки следует считать бездействие руководства страны и лично Сталина. Северная столица нашей Родины заплатила огромную цену за эту политику советского вождя."
А все сделанное с неимоверными трудностями - это так, пустяки. Вот если бы предвидели блокаду и заранее завезли в Питер еду и топливо лет на пять, тогда, может, и угодили бы "критикам". И, естественно, при подобных рассуждениях о причинах гибели людей фрицы (и их сообщники - финны) даже не упоминаются.
Subscribe

  • Крымнаш

    Описывая освобождение Крыма, Бешанов ссылается на мемуары Штеменко (бывш. нач. управления Генштаба), которого Сталин отправил, вместе с Ворошиловым,…

  • Устройство лошади

    Бешанов "разоблачает" генерала Плиева, командира конно-механизированной группы. Тот в мемуарах написал: "Кавалерийские дивизии,…

  • Безответные солдаты

    Бешанов, в подтверждение своей идеи-фикс о "заваливании трупами", цитирует мемуары неизвестно кого. Лето 1943. Якобы…

promo glavsnab march 3, 13:27 12
Buy for 10 tokens
http://labas.livejournal.com/858074.html "...стало горько что Ю.Л.Латынина вынуждена пользоваться услугами каких-то сомнительных посредников. Вот, написал ей письмо: Юлия Леонидовна. Являясь давним поклонником Вашего таланта, я очень рад тому, что Вы снова и снова обращаетесь к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments