А вот еще красноречивый эпизод из лихачевских мемуаров. Оказывается, в блокаду
"Люди ждали какого-то генерала Кулика, который якобы идет на выручку Ленинграда."
(нечто подобное мне встречалось и в других мемуарах)
А в 1957 году, на даче под Питером (Лихачев даже точный адрес указал):
"Рядом с нами ....живет семья: ребенок месяцев трех-четырех, отец, мать и две бабушки. Одна из бабушек оказалась женой Кулика — того самого, о котором я писал уже, которого ждали миллионы умиравших ленинградцев в холоде, в темноте, слухи о котором передавались в очередях... Сам Кулик сейчас на кумысе (у него туберкулез). Он скоро приедет сюда, я его увижу, его развеселая жена уверяет всех, что он дамский угодник, высок и красив собой."

Маршал Советского Союза (а не генерал) Г. И. Кулик действительно одно время командовал 54-й армией, пытавшейся прорвать блокаду. Но было это в сентябре 1941, т. е. задолго до голода. И вовсе не был Кулик "высок и красив" (см. фото, причем оно сделано почти на 20 лет раньше - в 1939-1940 гг.). В 1957-м г. ему было бы уже под 70 (какой же "дамский угодник" в таком возрасте?), но последняя его жена была на 30 с лишним лет моложе мужа (одноклассница его старшей дочери), т. е. ей-то в 1957-м было лет 35. Какая же это "бабушка", тем более - для 50-летнего тогда Лихачева? А главное, сам бывший маршал расстрелян в 1950-м. И посему никак не мог в 1957-м лечить туберкулез "на кумысе".
На "основании" мемуаров Лихачева можно оспаривать казнь Кулика, ведь Лихачев его чуть ли не "сам видел" через семь лет после его смерти. Но историкам вроде Ярова плевать, насколько "компромат" от Лихачева соответствует действительности и здравому смыслу. Им главное - "разоблачения" пожирнее.
Journal information