"Рисуется зловещий образ «палачей из НКВД», которые, удобно устроившись позади боевых порядков фронтовых частей, только и ждали когда последние начнут отступать без приказа, чтобы начать безжалостно расстреливать их из автоматов и пулемётов."
Автор на основании архивных документов описывает деятельность заградотряда 8-й армии Волховского фронта:
"Заградотряд выставлял посты на дорогах и мостах, патрулировал местность. В период с 22 августа по 31 декабря 1942 года им было задержано 958 военнослужащих, в основном без документов, отставших от частей или заблудившихся, в редких случаях «самострелы» и дезертиры и несколько человек «за грубости». Судьба задержанных была следующей: переданы в особый отдел НКВД — 141 человек, ещё один — в 4-й отдел (борьба с диверсантами и парашютными десантами), остальные 816 человек отпущены либо сразу, либо после установления личности. На массовые расстрелы это совсем не похоже."
Автор подчеркивает, что ни в этом заградотряде, ни в соседнем (54-й армии) ни один командир или боец не был "из НКВД", все они переведены из стрелковых дивизий или запасных частей фронта. И даже в прошлом хоть какое-то отношение к НКВД имели единицы. Так, один лейтенант в свое время окончил некую "школу ОГПУ".
В составе заградотряда было (с октября 1942) 200 человек и 5 автомобилей. Это на всю армию.
"...отдельно располагавшиеся посты и патрули вряд ли были в состоянии останавливать массы пехоты в случае беспорядочного отхода. Не могли они и оперативно реагировать на изменения обстановки из-за недостаточности средств связи (как правило связь осуществлялась «пешепосыльными») и транспорта.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что ни одна из вышеприведенных «характерных черт» загрядотрядов документально не подтверждается, а скорее, наоборот, опровергается."
Естественно, никакого "массового дезертирства" тоже не наблюдалось.
Journal information