"Мороз Владимир Григорьевич, рождения 1 ноября 1922 года, учащийся, воспитанник Анненковского детдома Куйбышевской области. Обвинялся в том, что будучи административно выслан из Москвы в связи с арестом его родителей, он среди молодежи детдома распространял клевету на советские органы власти и выражал сочувствие расстрелянным врагам народа...
Отец Мороза Владимира – Мороз Григорий Семенович, бывший Председатель ЦК профсоюза работников госторговли, член КПСС с 1917 года, 2 ноября 1937 года необоснованно был осужден к расстрелу в связи с обвинением его в антисоветской деятельности. Мать – Крейндель-Мороз Ф.Л., как член семьи изменника Родине, 21 ноября 1937 года была осуждена к 8 годам лишения свободы в ИТЛ.
После ареста и осуждения родителей ...несовершеннолетние члены семьи – Мороз Александр – 9 лет и Мороз Владимир 15 лет органами НКВД СССР были высланы из Москвы в Анненковский детдом... Находясь в детдоме, Мороз Владимир в беседах с воспитанниками дома, а также в написанных им письмах, высказывал недовольство в связи с производившимися органами НКВД арестами ответственных работников, обобщая эти факты, в антисоветском духе отзывался о деятельности Советской власти и коммунистической партии."
Причем Владимир не просто что-то кому-то говорил, он письма писал и вел дневник, где в выражениях отнюдь не стеснялся, читал эти тексты другим детям, и они были у него найдены. В апреле 1938 ("большой террор" в разгаре!) арестован.
Однако, "при опросе Владимира прокурором выяснилось, что он еще не достиг совершеннолетия, «поэтому не может быть привлечен к судебной ответственности за к.-р. деятельность» (а как же "расстрел с 12 лет"?). Но "зам. облпрокурора по спецделам Кузнецова вытребовала его следственное дело из НКВД «на предмет постановки данного вопроса лично перед Прокурором СССР, вследствие того, что совершенное преступление Мороза исключительно тяжелое». Она получила разрешение..."
"По постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 25 октября 1938 года за антисоветскую агитацию Мороз был заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года."
Три года, да и то (якобы) с личной санкции прокурора СССР. На "расстрел с 12 лет" как-то не очень похоже. Но скорее всего, Кузнецова эта от Вышинского санкции так и не добилась, ибо в итоге осудили Мороза не в Кузнецке и даже не в областном центре, а "особое совещание" в Москве (этому удивлялась его мать).
Источник: "Дети ГУЛАГа. 1918—1956" (составители: Виленский С. С., Кокурин А. И., Атмашкина Г. В., Новиченко Ю. И.), М.: МФД, 2002, с. 283-293 Ссылка на: Архив УФСБ по г. Москве и Московской обл. Следственное дело Мороза Владимира Григорьевича (в книге приводятся разные документы из этого дела - полный текст см. тут. Мною цитируются с небольшими сокращениями, не меняющими смысла).
Для идиотов в очередной раз повторю, что пост не является одобрением репрессий.
Journal information