"Встретив пристаркуватого дядьку М. Черепана с вязанкой травы на плечах, (немцы) заарканили его и бесцеремонно погнали беднягу перед собой. "Ду бист зольдат" - заявили ему. Значит, взяли его в плен. Погнали его, да еще и автоматом в спину толкали".
Другого "пристаркуватого дядьку" фрицы запрягли в воз, надели ему на голову хомут "и заставили возить воду от колодца, подгоняя нагайками. И все со смехом, ржанием, гиканьем: "Лос, лос, Иван!"
Школьник из Чернигова находился у родственников в селе. Его вместе с пленными фрицы заперли в церкви и не выпускали несколько дней, даже воды не давали. Потом вызвали "коммунистов, юде и комиссаров", несколько человек вышло. Что с ними стало - он не видел, но слышны были автоматные очереди. Потом пленных солдат куда-то увели, а гражданских все-таки отпустили. Парень пошел домой в Чернигов, по пути его опять остановили немцы, сняли с него кепку и ... признали его волосы достаточно длинными. А был бы коротко острижен - снова бы "взяли в плен", несмотря на штатскую одежду. Интересно, сколько таких "пленных" в числе тех миллионов, которые в 41-м "сдались из ненависти к кровавому режиму"?
Столь же "ждали освободителей" и местные крестьяне. Другой школьник, лет 14-ти: "с немецкой батареи на наблюдательный пункт шла связь. Дядька Евдак, участник Первой мировой, говорит: "вон провод идет, возьми сокиру и перерубай провод". Я так и сделал.". Затем фрицы этого парня и его сестру заставили набивать пулеметные ленты. "Беру пулю, вытаскиваю, порох высыпаю, вставляю пулю назад, и в ленту. А порох - выхожу в сарай и выбрасываю в навоз". Попаданием авиабомбы уничтожило частный сарай, где фрицы держали лошадей. Комментарий хозяина того сарая: "сарай пропал... но зато 7 лошадей побито".
(цитируется по книге К. Быкова "Киевский "котел")
Journal information