glavsnab (glavsnab) wrote,
glavsnab
glavsnab

Categories:

Ленд-лизуны (часть 12 - заключение)

Вывод я уже сделал в позапрошлом посте, повторяться не буду, писать по отдельные группы товаров (о которых не написал ранее) - тоже не буду, картина и так ясна. Здесь остановлюсь на нескольких возражениях, прочитанных в комментах.
1. Качество. Мол, "студер" превосходил советскую "полуторку" по всем параметрам. С этим никто не спорит, но (как справедливо указал уваж. pn64 ), эффективность транспорта принято оценивать в тонно-километрах. С этой точки зрения б/у полуторка, прибывшая по мобилизации в 41-м, вероятно, принесла фронту больше пользы, чем новенький "студер", поступивший в мае 45-го. И не надо думать, что к концу войны, по причине сравнительно малого производства и больших потерь, отечественных а/м в армии почти не осталось. По отчету ГАВТУ РККА, было их в 45-м ок. 60 %.
Про паровозы один ленд-лизун мне заливал, что раз их заказали, значит, своих не хватало. И вообще американские паровозы, мол, были чудом техники, по сравнению с советскими (ясное дело, сплошь старенькими, дореволюционными...). На самом деле, как пишут, по мере наступления на Запад ж/д восстанавливались "на живую нитку" и мощных советских паровозов (серии ФД, например) не выдерживали: "...паровозы ФД были слишком тяжелы для восстановленных железнодорожных путей, которые допускали осевые нагрузки не более 18 тс (у паровозов ФД она составляла 20—20,5 тс)" (из Вики). Поэтому в 1943 в США были заказаны паровозы серии Е, поставлявшиеся в Россию в годы Первой мировой и хорошо освоенные в эксплуатации, но с рядом улучшений. Американцы сразу начать их выпускать не смогли, посему было дозаказано 200 паровозов серии Ш (аналог выпускавшихся в России в начале века).
2. Другой ленд-лизун нашел "виновного" в сравнительно небольших поставках в северные порты СССР. Это, конечно же, сам СССР, кто ж еще. Мол, помимо "нехватки" у "союзников" судов и т. д., те порты имели малую пропускную способность, грузчиков не хватало, их требовалось обучать и т. д.
Очевидно, что если бы грузы систематически (не временно) скапливались в портах, не вывозились (как на Мурмане в 1-ю Мировую), то больше судов порт (вместе с ж/д) принять не мог (в тогдашнем состоянии). Если же не было такого, если в промежутках между конвоями он пустовал, значит, была реальная возможность завозить гораздо больше. А все остальное - детали.
Например, погуглил конвой PQ-18 (сентябрь 42). Пришло в Архангельск 27 судов, под разгрузку встало сразу 19 (из них 4 в соседний Молотовск). Разгрузка была закончена менее чем за месяц (к 14 октября). И параллельно шла погрузка экспортных грузов (и ремонт этих судов). А следующие суда пришли в Молотовск (он не замерзал) только 11 ноября. А потом - 27-28 декабря. Поэтому и грузчиков в перерывах отправляли куда-то, чтоб не сидели без дела. "...в 1943 г. суда караванов приходили в Белое море только в январе, марте, ноябре и декабре. ... большие перерывы в операциях затрудняли совершенствование организации работ и создавали немалые проблемы с обеспечением кадрами грузчиков" (отсюда). Проще говоря, присылали уже других людей и их снова надо было обучать. Замечу, что в 1943 в Белое море вообще не приходило судов именно с весны по осень, т. е. когда на Северной Двине нет льда и разгрузка была возможна не только в Молотовске, но и в Архангельске. И лишь в 1944-1945 конвои стали приходить туда почти каждый месяц. И суда у "союзников" нашлись "почему-то"...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кровавый шлейф

    Под таким заголовком журнал "Детектив и политика" (выпуск 2, 1989 г., стр. 343-345) опубликовал копии свидетельств о смерти и справок о…

  • "Ветераны КГБ"

    Один либераст как-то мне твердил, что, мол, реальные фронтовики все давно вымерли, а на парадах и прочих мероприятиях их изображают 70-летние…

  • "Отчаяние" (окончание)

    Худлит. Автор - Юлиан Семенов, 1989 г. Про Штирлица... Начало в предыдущем посте. Арестованный гэбней Штирлиц постоянно пытается обмануть,…

promo glavsnab march 3, 13:27 12
Buy for 10 tokens
http://labas.livejournal.com/858074.html "...стало горько что Ю.Л.Латынина вынуждена пользоваться услугами каких-то сомнительных посредников. Вот, написал ей письмо: Юлия Леонидовна. Являясь давним поклонником Вашего таланта, я очень рад тому, что Вы снова и снова обращаетесь к…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments