glavsnab (glavsnab) wrote,
glavsnab
glavsnab

Categories:

"Уникальные" станки

Предыстория такова: в 1943 г. новые немецкие танки, с толстой броней и вооруженные 88-мм орудием, могли поражать наши Т-34 с дистанции до 1,5 км, тогда как огонь 76-мм орудий Т-34 был на таких дистанциях неэффективен, им требовалось сперва сблизиться с противником. Это приводило к большим потерям. Следовало или принять на вооружение новый танк, или старый модернизировать. По ряду причин остановились на втором варианте...
Однако для установки на Т-34 85-мм пушки была желательна башня большего размера, с "погоном" (это, грубо говоря, нечто наподобие огромного подшипника, на котором башня танка вращается) в 1600 мм. Но в СССР, вопят ленд-лизуны, станков для расточки погона таких размеров были единицы, зато по ленд-лизу они пришли в начале 1944 (аж целых две штуки). Типа, "союзники" (в который уж раз) тем самым  "спасли" СССР от поражения в войне. Типа, все (!) Т-34-85 появились лишь благодаря ленд-лизу...
На самом деле, во-первых, танки с таким погоном изготавливались и ранее (довоенный Т-28 имел погон 1620 мм, производившийся с 1943 г. ИС-2 - 1800 мм, и станки для его выпуска нашлись).
Во-вторых, таких станков могло не хватать на танковых заводах, но это не означало их полного отсутствия в СССР. Так, до войны был разработан стандартный проект паровозного завода, включающий 15 токарно-карусельных станков (колеса некоторых моделей паровозов имели диаметр более 2-х метров). Были построены десятки крейсеров, эсминцев и т. д., башни коих имели погоны от 3 м и выше. А собирались построить еще больше, да война помешала.
В-третьих, токарно-карусельные станки с диаметром обработки до 2 м выпускались в СССР с 1937 г.
В-четвертых, по документам, переход на выпуск Т-34 с погоном 1600 мм планировался еще до войны, и станки для этого либо имелись, либо планировалась их поставка (в т. ч. немецких). Есть даже фото обточки погона на заводе № 183 (Нижний Тагил) в 1942 г. По нему видно, что суппорт станка находится не в крайнем положении и может быть отведен дальше по направляющим.
В-пятых, Т-34-85 выпускали и с узким погоном, хотя башня и была тесна.
В-шестых, вопрос о подготовке производства Т-34 с погоном 1600 мм был поставлен в октябре 1943. Директорам заводов было велено сообщить, что для этого нужно. Недостающие (допустим) станки никак не могли быть после этого заказаны по ленд-лизу и поступить уже в первые месяцы 1944, с учетом необходимого времени на заказ, его согласование, размещение на заводах в США или Англии, само изготовление станков и доставку в СССР. Постановления ГКО действительно упоминают заказ импортных станков (не факт, что именно по ленд-лизу, а не за деньги) для выпуска Т-34-85, но со сроком прибытия к середине 1944. Тогда как уже весной 1944 заводы ежемесячно выпускали Т-34-85 с погоном 1600 мм сотнями.
Если же такие станки (якобы прибывшие в начале 1944) были заказаны заранее, то этот заказ никак не связан с переходом на расширенный погон. Они, конечно, пригодились, но врать, что без них выпуск Т-34-85 был невозможен, могут только ленд-лизуны.
Подробности тут и тут.
Вдобавок, ленд-лизуны пишут о несуществующих "карусельных зуборезных станках" (путая разные технологические операции).
Subscribe
promo glavsnab март 3, 2021 13:27 6
Buy for 10 tokens
http://labas.livejournal.com/858074.html "...стало горько что Ю.Л.Латынина вынуждена пользоваться услугами каких-то сомнительных посредников. Вот, написал ей письмо: Юлия Леонидовна. Являясь давним поклонником Вашего таланта, я очень рад тому, что Вы снова и снова обращаетесь к…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments