July 30th, 2013

Архипелаг дулаг

Как всегда, начну с цитаты из "солонины":
"...в первые же недели войны немцы столкнулись и с массой перебежчиков, которые спешили покинуть расположение своей части и сдаться в немецкий плен еще до боя. Для их содержания вермахту пришлось даже создать несколько специальных лагерей. Правда, в докладе Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий сообщается, что число перебежчиков в Красной Армии было совсем малым: «В первый год войны не более 1,4–1,5% от общего числа военнопленных» [74]. Да, в процентном исчислении это почти ничего. Но в абсолютных цифрах – по меньшей мере 40 тыс. человек..."
Ссылается Марк Семеныч на книгу Т. Г. Ибатулина "Война и плен". Находим ее в сети http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Ibat/05.php и читаем там:
"Считается, что процентное соотношение перебежчиков в плен в первый год войны не превышало 1,4-1,5%. В дальнейшем этот показатель уменьшался. Из 38 пересыльных лагерей "гулагов", действовавших в зоне немецкой группы армий "Центр" два были предназначены специально для перебежчиков."
Ссылки нет ни на что. Кем "считается"? Почему "считается"? Что за "гулаги" у немцев, если ГУЛАГ - это сокращение от слов "Главное управление лагерей" НКВД?! Ни про какой "доклад комиссии по реабилитации" Ибатуллин не пишет.  У Солонина тоже про этот "доклад" никаких подробностей "почему-то" (какого он года? где опубликован?).
Однако попалось вот что: http://kopilka.wolfschanze.ru/naumov.pdf . Оказывается, это не "доклад", а справка этой комиссии, 1994 г. Начинается она со слов, что точные и достоверные сведения о военнопленных отсутствуют (!). Про перебежчиков там сказано вот что:
дулаг
Во-первых, это только в одной группе армий. Во-вторых, за какой период - неизвестно (про "первые недели войны" нет ни слова!). В-третьих, опять ссылки нет ни на что (а ведь комиссию эту возглавлял "известный своей честностью" А. Н. Яковлев, автор "данных" про 157 тысяч "расстрелянных трибуналами"). Наконец, представьте себе автора, который заболеваемость (например) раком оценивал бы по числу коек в онкоцентре!... Солонин из наличия у немцев (если верить этой справке) от 400 до 800 койко-мест для перебежчиков сделал "вывод", что было их не менее 40 тысяч! Но при этом исходные данные указать "почему-то позабыл". Два (причем небольших) лагеря для предателей - ему показалось "мало", поэтому честнейший историк написал - "несколько" (и вместимость их, конечно же, не указал), а справку комиссии для солидности "переименовал" в доклад. Про то, что в дальнейшем процент перебежчиков стал еще меньше, Солонин, конечно же, умолчал.
Чтобы правильно оценить число перебежчиков, надо знать, сколько времени (в среднем) перебежчик находился в таком лагере и сколько времени эти лагеря действовали. У Солонина (естественно) таких данных нет, но ему они и не требуются. Он ухватился за весьма сомнительную экстраполяцию "реабилитаторов" (хотя они и предупредили сразу, что точных данных не имеют). То, что многие могли назваться перебежчиками, чтобы избежать расстрела или голодной смерти в "общем" концлагере, Солонину тоже "не приходит в голову".
Про то, что все эти перебежчики "сдались еще до боя", тоже нигде не сказано, это чистой воды домыслы Марка Семеныча.
******
Как обычно, выискивая где только можно любой "компромат" на "разбегавшуюся" РККА, Солонин параллельно славит оккупантов:
Сравнивать это (якобы 40000 советских перебежчиков) с числом немецких перебежчиков просто невозможно – количество перебежчиков в вермахте за три первых года войны выражалось двузначным числом 29.
Ссылки нет ни на что. За какие именно три года, какой войны - Марк Семеныч "почему-то" не уточняет. Любой подумает, что Великой Отечественной! Однако, Мюллер-Гиллебрант в своей работе "Сухопутная армия Германии 1933-1945", в одной из таблиц приводит такие данные о дезертирах в сухопутных войсках:
1939-1940 = 4 чел.
1940-1941 = 3 чел.
1941-1942 = 22 чел.

И т. д. Да, за первые три года - 29 человек, только это - не с 41-го по 44-й, а с 39-го по 42-й! Т. е. из них первые почти два года - это "странная война" и победный марш по Европам. И не перебежчиков, а дезертиров, и не во всем вермахте, а только в сухопутных войсках. А в остальном - правда :) . Подробнее см. http://sprachfuehrer.livejournal.com/519848.html
Еще "солонина":
"Мюллер-Гиллебранд утверждает, что во всех Вооруженных силах Германии (армия, авиация, флот) за четыре последние месяца войны (с января по май 1945 г.) дезертировало 722 человек [11, с. 712]. А в предшествующие годы количество дезертиров в вермахте и вовсе измерялось двузначными числами."
На самом деле указанный автор приводит такие данные:
Потери за период с 01.09.1939 г. по 31.12.1944 г.
Дезертировало:
- Сухопутные силы вместе с войсками СС = 1408
- Военно-морской флот = 109
- Военно-воздушные силы = 75
Всего дезертировало = 1592

Потери за период с 01.01. по 30.04.1945 г.
Дезертировало:
- Сухопутные силы вместе с войсками СС = 822

(вспоминаем солонинские 722)
- Военно-морской флот = 41
- Военно-воздушные силы = 45
- Всего дезертировало = 1000

(сложение тут дает число 908, а не 1000).
Итого (якобы) 2500 дезертиров за почти всю войну (кстати, число подозрительно "круглое") - как будто совсем немного, особенно по сравнению с "миллионами" советских "дезертиров". Но Солонин не был бы самим собой, если бы и тут не наврал (естественно, в пользу фрицев). У него 908 немецких дезертиров 1945-го превратилось в 722, причем вместе с отсутствующими (!) данными за май. А 1592 дезертира за 5 с лишним лет  - это (якобы) "двузначные цифры" (т. е. никак не более 99) в год... Не считая, конечно, всех тех немцев, чье дезертирство не было зафиксировано их командованием (например, сдавшихся в плен). Но про таких Солонин старательно не упоминает.
promo glavsnab march 3, 13:27 12
Buy for 10 tokens
http://labas.livejournal.com/858074.html "...стало горько что Ю.Л.Латынина вынуждена пользоваться услугами каких-то сомнительных посредников. Вот, написал ей письмо: Юлия Леонидовна. Являясь давним поклонником Вашего таланта, я очень рад тому, что Вы снова и снова обращаетесь к…

Аргументы и факты

"Само звучание слова «перебежчик» может вызвать в воображении читателя образ человека, бегущего по полю и истошно вопящего: «Нихт шиссен, Сталин капут!» Бывало, разумеется, и так."
(заявил Солонин и "почему-то" не привел ни единого примера).
"А бывало и совсем по-другому. Например, 22 августа 1941 г. ушел к немцам майор И. Кононов, член партии большевиков с 1929 г., кавалер ордена Красного Знамени, выпускник Академии имени Фрунзе. Ушел вместе с частью бойцов своего 436-го стрелкового полка (155-я сд, 13-я армия, Брянский фронт), с боевым знаменем и даже вместе с комиссаром (!) полка Д. Панченко."
Я раньше уже писал, что Кононов, конечно, изменник, но что знамя полка утрачено не было, он был переформирован и воевал до Победы, а знамя после войны выставлялось в музее ( http://poltora-bobra.livejournal.com/159947.html ). И что никакого "комиссара Д. Панченко" нигде, кроме перепостов, не фигурирует (в ОБД "Мемориал" Кононов есть, а Панченко нет, зато там есть документы на воинов этого полка, погибших или попавших в плен уже после измены Кононова). И что случай такой один-единственный - не "бывало" такое, как врет Солонин, а (в лучшем для Солонина случае) однажды было. Хотя полков были многие сотни, если не тысячи. И вообще, достоверно обстоятельства неизвестны (вполне возможно, что Кононов сперва попал в плен, а уже там стал на путь предательства....).
Сейчас решил посмотреть, на какие источники ссылается Солонин. Таковых два:

1) Ибатуллин Т. Г. "Война и плен"
2) Дробязко С. И. "Восточные легионы и казачьи части в вермахте".
Обе книги есть в инете. На Ибатуллина я давал ссылку в предыдущем посте. Он действительно пишет про "знамя и комиссара", прочел же он об этом ... в газете "Аргументы и факты" 1996 года. Ценный военно-исторический источник! При этом ни названия, ни автора газетного материала Ибатуллин не указывает. В инете столь древнего номера тоже не нашлось, увы.
Дробязко же вообще никаких подробностей измены Кононова не приводит, он пишет лишь о самом факте его измены, переходя затем к "деятельности" Кононова в РОА.