"Тоталитарный режим, которому он оказался неугоден, надругался над ним, унизил его всесторонне".
Мало печатали. Например, "Бухенвальдский набат", написанный летом 1958, напечатали в газете "Труд" в сентябре 1958 (а в "Правде", куда поначалу обратился автор, отказали). Не звали (!) вступить в союз писателей. Не дали Ленинскую премию. В 1962 г. дали "двушку" на двоих, в 1977 - "трешку" в Измайлово, рядом с парком (Соболевы перевезли из провинции ее мать). Не дали персональную пенсию. Не сразу распознали рак (у Соболева их было сразу три) и плохо лечили (хотя сделали несколько операций и больной прожил пять лет). И даже в том, что не было у них детей, виноват, понятно, кровавый режим (это Соболев даже выразил в стихах).
И еще над поэтом всю жизнь зверски издевались антисемиты. И над его женой - тоже, хотя она русская. Звонили по ночам с руганью и угрозами. Не брали на работу или увольняли. Не хотели печатать. И т. д., и т. п.
Замалчивали-де его авторство знаменитой песни. Мол, все лавры достались композитору Мурадели, как будто он написал не только музыку, но и слова. Это, мол, потому что автор слов - еврей (что, видимо, все сразу поняли бы, прочтя "слова А. Соболева"). Вдова пишет, что вышло 9 млн пластинок с песней, но кровавый режим злобно не платил автору гонорара с них (платил гонорары только за исполнение, но "весьма внушительные"). Но по инету гуляет со ссылкой на вдову (и радостно повторяется "разоблачителями"), что "было выпущено 9 миллионов пластинок с "Бухенвальдским набатом" без указания имени автора слов".



Journal information