По Шаламову, большинство прибывших зэков вымирало в первую же зиму (кроме немногих "придурков" - бригадиров, кладовщиков и т. д.). Однако архивные данные этот "тезис", мягко говоря, не подтверждают.

Данные из книги В. Г. Зеляка. Суммировать столбцы он "почему-то" не стал, но нам стесняться нечего. Выходит, что прибыло за все годы (1932-1953) ок. 810 тыс., из них умерло - 119 (наверняка погибла и какая-то часть бежавших: если беглец был убит погоней или нашли его труп - он уже учтен в числе умерших, но могли быть и "пропавшие без вести", а на самом деле - погибшие. Но бежало ок. 7400 чел., что мало изменит картину).
Вот здесь близкие данные другого историка (несколько выше, потому что не по 1953-й, а по 1956-й г.). Получается, что 85 % всех колымских зэков выжили! Массовое вымирание за зиму где-то, конечно, могло иметь место, но в целом нехарактерно.
Кроме того, надо вычесть еще и естественную смертность (что "разоблачители" старательно "забывают" делать). Какая-то часть населения всегда гибнет от рук преступников, от несчастных случаев, болезней и т. д. В СССР до войны естественная смертность была ок. 2 % в год (это в среднем по стране, а в отдаленных районах - больше. Так, в Якутии в 1940 умерло ок. 3 %). После войны естественная смертность - ок. 1 %. В ГУЛАГе, с другой стороны, была "демография" лучше, если так можно сказать (там очень мало было детей - только рожденные зэчками - и стариков, которые умирают чаще других). По грубой прикидке, еще тысяч 30 из числа умерших приходится на естественную смертность.
Journal information