Вот как автор книги воспроизводит мысли Л. Бронтмана, изложенные в его записной книжке: «Когда у меня сложилось твердое убеждение, что таран не надо пропагандировать, я решил посоветоваться по этому поводу со знающими людьми. Я пошел к маршалу авиации Новикову. Он ответил мне очень выразительно: сегодня таран — это азиатчина, это варварство, к тарану прибегают те, кто не умеет драться».
Это мнение горячо поддержал на границах журнала «Сибирские огни» Владимир Канторович... Канторович также прикрывается именем Главного маршала авиации Новикова.
...Новиков просто-напросто возмутился такой беспардонной фальсификацией. «...Ни встречи, ни беседы по этому поводу с Л. Бронтманом у меня не было, да я и не знал этого корреспондента», — заявил он, как указывается в журнале «Авиация и космонавтика» № 10 за 1968 г.
Откуда же появились в книге, приведенные выше строки? Что это — ошибка, недоразумение? При желании и автор, и работники издательства могли легко проверить достоверность записок Л. Бронтмана и объективность его мнения о таране. Но, видимо, им концепция Бронтмана пришлась по душе" (отсюда)
Дело было в 1968-м. Бронтман к тому времени давно умер, записи его (якобы) передал Гершбергу сын Бронтмана, проверить никто не мог.
"Гершберг уходит от моральной ответственности за свои слова плутовским приемом: дескать, он обнаружил эти рассуждения в записках умершего Бронтмана, а не сам придумал, к тому же Бронтману об этом сказал маршал авиации" (отсюда)
Уже в наше время внук Бронтмана опубликовал записи деда:
"Речь зашла о таране. Я высказался против. Новиков и Шиманов поддержали.
— Это от неумения стрелять, — сказал Шиманов.
— Да, — согласился Новиков. — Но иногда таран оправдан..."
Слов "азиатчина и варварство" в записях нет (!), разговор на эту тему - всего три строчки, Новиков мог его и не помнить, встреча была не по этому вопросу; к тому же, как сказано в этих записях, маршал Бронтмана знал как Огнева (псевдоним) и посему искренне мог потом уверять, что никакого Бронтмана никогда не встречал.
Кстати, прочтя статью "Огнева", Новиков просил "убавить ссылки на Хозяина" (т. е. Сталина) - "слишком много — не пропустит" (!)
Дело тут не в таране, и не Бронтмане (мог быть Иванов и кто угодно). Это только пример. Того, как даже при совке чьи-то голословные утверждения охотно повторяли (без всякой проверки) или переписывали друг у друга любители подобных "сенсаций" (не имевшие никакого отношения к авиации). Несмотря даже на то, что Новиков был тогда еще жив и можно было спросить лично у него... Именно так действуют нынешние "борцы с режимом", повторяя чушь вроде "бабы еще нарожают".
Что касается тарана, то хорошее описание есть в одной из книг К. Симонова (хотя это худлит): летчик оказался с фрицем "один на один", кончились боеприпасы, "оторваться" маневрированием не удавалось, и если не таранить, то фриц сам вполне мог бы его сбить. В тот момент летчик думал только о том, как бы ударить фрица по хвосту слегка, чтоб сбить, но самому уцелеть (что в итоге ему и удалось). В газете же, описывая этот таран, журналист приписал летчику разные "пафосные" мысли, хотя летчик об этом журналисту не говорил.
Journal information