Фюрер прибыл в г. Борисов, где устроил совещание. Зашла речь о танках. Гудериан просил новые танки, а также моторы...
"У Гитлера тогда вырвалась фраза: «Если бы я знал, что у русских действительно имеется такое количество танков, которое приводилось в вашей книге; я бы, пожалуй, не начинал эту войну».
В моей книге «Внимание, танки!», выпущенной в 1937 г., я указывал, что в тот период в России насчитывалось 10 000 танков, однако против этой цифры возражали начальник генерального штаба Бек, а также цензура. Мне стоило большого труда добиться разрешения на опубликование этих цифр, хотя в действительности имеющиеся в моем распоряжении сведения говорили о том, что у русских имелось тогда 17000 танков, и я сам с чрезвычайной осторожностью подходил к опубликованию имевшихся сведений."
Гудериан в той книге описывает "русский Виккерс" (т. е. Т-26) и "переделанный американский Кристи" (пишут, что имелся в виду Т-34, но его в 1937 еще не было и в помине, явно речь о БТ)
Гитлер вздумал напасть на самую большую страну в мире, данные о советских танках были опубликованы, книгу Гудериана Гитлер читал, но ... не поверил. Он мог вызвать Гудериана и спросить у него об источниках, он мог проверять данные всеми способами разведки, на это у него было целых 4 года.
Если нет войны, танк служит долго, какая-то часть могла быть - и была - изношена, но немало должно было оставаться в строю и в 1941. И нетрудно было догадаться, что и после 1937 г. советские заводы вовсе не простаивали. Многие тысячи танков - не иголка, в лесу не спрячешь.
Фюрер мог пообщаться со своими друзьями - финнами, те видели, кроме Т-26 и БТ, еще и Т-28 (2 шт. даже захватили), применялись и опытные тяжелые танки, броню которых не могли пробить финские снаряды. Танки выводили на парады, где присутствовали иностранные атташе (либерда всячески смакует фото немцев на советском параде).
Наконец, готовясь к войне такого масштаба, неплохо бы собрать сведения о противнике. Но никто, видать, не сообщил фюреру о советских танках.
Апдейт: в комментах мне возражают, что, может, Гудериан наврал. Однако, он пишет: "Присутствовали: Гитлер, Шмундт, фельдмаршал фон Бок, Гот и я, а также представитель ОКХ — начальник оперативного отдела полковник Хойзингер" - Гудериан издал это в 1951 г., Гот и Хойзингер были живы тогда и еще много лет, но не опровергали, насколько известно.
Journal information