На мои возражения, что доходы от экспорта "топлива и электроэнергии" (не только нефти) составляли в бюджете СССР лишь несколько % от всех доходов, "борцы с режимом" переобуваются на валюту. Мол, без нее СССР жить не мог. Мол,
"Доля импорта в общем потреблении (1980):
Оборудование для пищевой промышленности - 48.8%
Оборудование для химической промышленности - 68.1%
Оборудование для текстильной промышленности - 48.8%"
Понятно, из всего изобилия отраслей старательно выбраны наибольшие проценты, будто везде так. На самом деле, в том же источнике (ежегодник "Народное хозяйство СССР"), наряду с этими, указано, что в том же году по металлорежущим станкам (основное в любом машиностроении) - доля импорта 6 %, по сельхозмашинам - 10 %, по черным металлам - 4 %, мясу - 8 %, хлопку - 2 %, и т. д.
Далее, известно, что взаиморасчеты с соцстранами шли по "бартеру", а не за валюту. В том же сборнике видим, что импорт оборудования для текстильной промышленности в том же 1980 г. - почти на 400 млн., из них на валюту - только 49 млн., оборудование для пищепрома - 455 млн, из них 156 валютных, и т. д. Т. е. ужасные проценты, если брать валютную составляющую, надо разделить где на 3, а где и на 10. Трамвайных вагонов импортных - 36 %, так это чешские "Татры" (не валюта).
Но и экспорт, в т. ч. и нефти, тоже вовсе не был чисто валютным. Из 119 млн т сырой нефти - только 27 млн валютных, нефтепродуктов - 22 млн т. из 41, газа - 23 млрд "кубов" из 54, и т. д. Из экспорта на валюту "топливо и энергия" - чуть больше половины общего объема (сюда еще и уголь входит). Продано за валюту в том году (среди прочего) свыше млн тонн железной руды, 8 млн кубов леса ( не считая еще пиломатериалов и фанеры), 100 тыс. а\м, 70 тыс. холодильников, 400 тыс. фотоаппаратов, 30 тыс. телевизоров.
Общее сальдо экспорта-импорта до 1989 г. было в пользу СССР. Т. е. исходный тезис, что существование СССР якобы "продлили" нефтедоллары - чушь собачья. Рост валютных расходов фиксируется с 1989 г., т. е. это следствие "катастройки", а не причина.
Journal information