Как до последнего работали сталинградские заводы - тракторный (танки) и "Баррикады" (артиллерия). Даже когда фронт оказался в нескольких сотнях метров от проходных. Как танки, только сошедшие с конвейера, сразу шли в бой.
Как прорвавшихся к заводам немцев остановило ополчение, состоящие из рабочих, пожарных, милиции и т. д. Как фрицы изумлялись мертвецам в спецодежде, но с винтовками в руках или в разбитых танках (см. мемуары Вильгельма Адама - бывшего адъютанта Паулюса). Как в ход пошли неисправные танки, ожидавшие ремонта, и танковые же пулеметы, имевшиеся на заводских складах...
Как погибла в боях за завод Ольга Ковалева - первая в СССР (а скорее всего, и в мире) женщина-сталевар.
Как немногие оставшиеся рабочие (пожилые в основном) влились в армейские части. Как они потом ремонтировали танки в каком-то овраге...
Как 16-летний Володя Ильин, уйдя пешком из Воронежа (где он жил), разыскал часть, где воевал его отец, и был зачислен туда. Причем его сестра тоже была в Сталинграде - санинструктором.
Как один мужик, бывший в Гражданскую войну комиссаром, работал в наркомате и имел бронь, но добился-таки отправки на фронт. Как его дочь, провожая отца на вокзале, самовольно села в поезд и так тоже попала на войну.
Как легкораненные отказывались от эвакуации на другой берег Волги.
Как один военфельдшер стал ... снайпером.
Как командные пункты находились в нескольких сотнях метров от противника, и в случае прорывов штабные, политотдел и т. д. шли в бой.
Никто не хотел воевать за кровавый режим.
Кстати, Крылов много раз упоминает эвакуацию из Сталинграда (которую якобы "Сталин запретил"), хотя книга не об этом.
Journal information