Один, скажем так, "критик" привел мне фрагмент из воспоминаний летчика Бордуна:
"У наших штурмовиков Ил-2 очень плохо работала рация. У них отечественные радиостанции были. Зато у нас на "Кобрах" радио американское, и слышно по нему нам было очень хорошо. Соответственно, «наведенцы» связывались не с ними, а с нами....мне нужно было вплотную подлететь к ведущему штурмовиков и показывать ему знаками, кричать по радио (когда мы вплотную подходили, оно у штурмовиков начинало хоть кое-как, но работать), что цель изменилась..." И т. д.
Стал читать - а тот же ветеран там же излагает:
"в бою четвёркой против шестнадцати вражеских истребителей у нас плохие шансы были.
... у всей авиации, кроме дальней, рации работали на одной частоте. И когда я крикнул "фоккера", меня услышали истребители из 176-го авиаполка.. Слышу, кричат мне по рации:
- Где "фоккера"?... - Сейчас прилетим!
....ребята из 176-го полка появились на своих Як-3, целая восьмёрка! Связали они немцев боем..."
Т. е. на ЯКах радио работало нормально, находились они тогда вовсе не рядом с "кобрами", но друг друга прекрасно слышали и те, и другие. Но этого тот "критик", понятно, "не заметил".
А что еще Бордун сообщал о воспеваемом самолете?
"Сравнивая "Кобру" с перечисленными выше советскими истребителями, скажу, что, в общем-то, она НЕ УСТУПАЛА ни одному из них, и поэтому почти никто из нас не расстроился, что нам, вместо отечественных, выдали западные самолёты." - т. е. были и такие, кто расстроился. А он сам до этого летал (в том числе) на МИГах, ЯКах и ЛАГГах.
"эта машина не была идеальной. Были у неё и очевидные недостатки.
Главным из них являлся тот, что "Кобру" было очень сложно покинуть в воздухе. Малейший просчёт, и лётчика рубило стабилизатором. Вторым серьёзным недостатком "Кобры" было то, что её было тяжело вывести из штопора"
(и еще не могла летать на низкооктановом бензине)
"Яки, начиная с Як-3, а также Ла-7 были примерно равноценными машинами с "Аэрокоброй". Ла-5 немного слабее. Но, конечно, у каждой из этих моделей были свои достоинства и недостатки.
...многие из наших лётчиков были бы не прочь пересесть на советские самолёты, подвернись такая возможность. ...был у нас в полку лётчик Дмитрий Васильевич Голубкин. Это был герой Сталинграда. Он под Сталинградом воевал на Яках, на "Аэрокобру" перешёл с большой неохотой. А я сам с удовольствием пересел бы с "Кобры" на Ла-5 или Ла-7."
И еще: "Харрикейны", "Киттихауки" были никуда не годными машинами"
Journal information