"...из общего числа истребителей «П-40», которые Англия получает в США, англичане переуступают СССР 200 самолетов. Однако тут же выяснилось, что эти истребители разбросаны по далеко отстоящим друг от друга районам: в США, Англии и Египте. Кроме того, американцы поставляют эти самолеты без пушек и пулеметов... английский маршал авиации Харрис сказал американцам, что, по его мнению, бомбардировщик «Локхид-Гудзон» не подходит для Советского Союза, поэтому вопрос о нем был снят." - Советских представителей об этом и не спросили. Англичане вообще стремились к тому, чтоб все поставки в СССР шли только через них.
"В зенитных орудиях нужных нам калибров нам вообще отказали. Велись длительные общие разговоры об авиации, но ничего конкретного не говорилось. Что касается нашей заявки на промышленное оборудование, то ответ, полученный нами, был неконкретен. Практическое решение всех этих вопросов непрестанно наталкивалось на скрытое сопротивление или прямое противодействие. Буквально на каждом шагу нам ставили палки в колеса."
И т. д. Потом они "пробились" к самому Рузвельту и пожаловались ему на все это. Тот тоже ничего нового сказать не смог, но пообещал помочь (по сведениям Голикова, Рузвельт устроил потом разнос генералам и министрам, требуя от них прекратить саботаж, при этом даже стучал кулаком по столу, что для него нетипично). Но и это мало что изменило. В итоге первые самолеты и еще кое-что отплыли в СССР только в середине августа.
И еще американцы предлагали покупать то, что у них завалялось со времен Первой мировой, от древних самолетов до лошадиных вьюков.
"Отношение к нам со стороны американских военных органов было, прямо скажем, недружелюбным. Даже при наличии официальных решений нашим представителям приходилось почти повсюду, образно говоря, зубами вырывать то, что было обещано американским правительством.
...в американских морских портах и на железнодорожном транспорте было немало случаев проявления саботажа и диверсий. На подходах к портам умышленно создавались пробки с различными грузами, предназначенными для СССР. На судах возникали пожары, происходили поломки механизмов, аварии во время погрузок, сама погрузка проводилась беспорядочно, ящики с грузами часто разбивались... при вскрытии подготовленных для отправки в Советский Союз ящиков в них вместо механизмов и материалов обнаруживали металлические чушки, стружку и т.п."
Автор подробно излагает свои многочисленные беседы с разными американскими деятелями, одни чуть ли не хамили, молн, не нравится - уезжайте, другие изображали дружелюбие, но толку от всех было немного. Не видя смысла дальше этим заниматься, в конце августа 1941 он написал письмо Сталину - просился на фронт, и вскоре улетел из США. К тому времени с большим трудом удалось погрузить и отправить всего несколько судов. Несмотря на полтора месяца "беготни" по кабинетам и обещания Рузвельта.
Journal information